Безопасность детей
Направления работы
-
Основные правила безопасности для детей
Каждый родитель хочет уберечь своего ребенка от непредвиденных жизненных ситуаций. Но быть рядом ежеминутно просто невозможно. Правила безопасности для детей — это то, что должны знать все мамы и папы без исключения. И не только знать, но и учить этому подрастающее поколение, помня о том, что детская безопасность во многом зависит от умения ребенка правильно среагировать на ситуацию.
Как научить своего ребенка правилам безопасности?
Именно от своих родителей дети воспринимают информацию лучше всего, если она правильно подается. Поэтому детская безопасность — это прежде всего терпеливая работа мамы и папы в отношении своего ребенка. Не стоит думать, что одна между делом проведенная беседа о нормах безопасного поведения дома и на улице даст нужный эффект. Прививать знания о том, как вести себя в тех или иных сложных ситуациях, которые представляют опасность для жизни и здоровья, необходимо постоянно, руководствуясь некоторыми рекомендациями.
-
Ребенок в современном мире, словно маленькая лодочка в океане – опасность его подстерегает на каждом шагу. Никогда не угадаешь, что ждет его впереди. Но есть шанс избежать массу неприятностей, если быть к ним готовым. Безопасность детей — несложные правила, позволяющие оградить ребенка от массы неприятностей.
Опасная окружающая среда
– Экология. Крупные города сегодня – это сгусток пыли, грязи и огромного количества вредных, токсичных веществ в воздухе. Промышленные предприятия, находящиеся в черте мегаполиса, каждый день увеличивающееся число автомобилей на дорогах – все это повышает вероятность получить заболевания верхних дыхательных путей.
Профилактика. Чаще вывозите детей на свежий воздух – парковые зоны, лесные массивы, дачи, деревни, детские оздоровительные лагеря. Особенно важно уделить внимание этому вопросу в летний период, когда концентрация вредных веществ в воздухе достигает своего максимума.
– Шум. В современном мире шум воспринимается как что-то обыденное. Напротив, тишина вызывает беспокойство, потому что непривычна. Бесконечное движение автомобилей, громкая музыка, постоянно включенный телевизор – все это раздражает нежный слух ребенка. Излишнее количество шума вызывает сначала сильное возбуждение, потом переутомление, порой даже агрессию. Но самое печальное, что может произойти, – это потеря слуха, если громкий звук присутствует в жизни неокрепшего организма на протяжении долгого времени.
Профилактика. Устраивать часы или дни тишины без телевизора и магнитофона, слушать тихую приятную музыку, баюкающую слух. Чаще бывать на природе, вдали от шумных автомагистралей.
Технические опасности
Угрозы для жизни технического характера подстерегают ребенка на каждом шагу. Стройки, незакрепленные канализационные люки, электропроводка — это лишь малая часть того, что вызывает опасения. В век массового и высокоскоростного транспортного потока незнание правил дорожного движения может привести к тяжелым последствиям. И даже на первый взгляд кажущаяся безобидной детская площадка таит в себе много неприятностей. Известны смертельные случаи от ударов качелями, падения с игровых конструкций и т. д.
Профилактика. Проводить доверительные беседы с ребенком, информировать о возможной опасности даже в самых обычных играх на улице. Учить переходить дорогу только на пешеходном переходе. Призывать к осторожности.
Опасные люди
В наше и без того непростое время, когда даже взрослые не могут обезопасить себя от действий преступников, ребенку приходится в 10 раз сложнее. В силу своей наивности маленький человечек может попасть в различные затруднительные ситуации. Как правило, педофилы и маньяки не выглядят угрожающе и своим внешним видом никак не выдают себя. Напротив, обычно такие люди хорошо владеют психологическими навыками и умеют привлечь к себе детей. В связи с этим различные домогательства со стороны взрослых должны сразу насторожить кроху.
Профилактика. Научить ребенка способам защиты в случаях нападения, при малейшей угрозе жизни не бояться кричать, тем самым привлекая к себе внимание. Не вступать в контакт с незнакомыми людьми, быть бдительными. Иллюстрировать реальными историями.
Одиночество в Сети
Ни для кого не секрет, что современные дети кардинально отличаются от тех, что росли 30-40 лет назад. Ребенок нашего времени в большей степени предоставлен сам себе, в то время как его родители пытаются обеспечить семье финансовую стабильность. Высокоскоростной Интернет, обилие телевизионных каналов, компьютерные игры, мобильный телефон становятся лучшими друзьями человечку с неокрепшей психикой, вытесняя живое общение. Вседозволенность выбора в Сети разнообразных программ и сайтов могут привести к искаженному пониманию действительности. Компьютерные игры зачастую вызывают психологическую зависимость: ребенок теряет чувство времени, становится раздражительным и агрессивным, теряет границы виртуального и реального миров.
Профилактика. Постоянное живое общение с ребенком, интерес к нему, участие в его жизни, активный отдых вне дома. Наблюдение за его поведением, информирование об опасностях, таящихся в Интернете. Установка специальных программ, направленных на ограничение доступа к вредным ресурсам и контролирующих время, проведенное у компьютера.
Основные задачи
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно- правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;
- Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;
- Аттестация образовательного учреждения по созданию медико- социальных, организационно - технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно - правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций"
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.
-
Задачи работы с детьми 3-4 лет.
· Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах поведения на улице, дома, в общественных местах, о предметах, требующих осторожного обращения, о предметах опасных для жизни и здоровья.
· Развивать способности к предвидению возможной опасности и построению адекватного, безопасного поведения.
· Сделать знания по разделу «безопасность» личностно значимыми для каждого ребенка.
Задачи работы с детьми 4-5 лет.
· Активизировать знания детей, приобретенные при изучении основ безопасной жизнедеятельности: знать о том, какую опасность таят в себе спички, об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров.
· Активизировать знания о сигналах светофора, о правилах перехода улицы, о правилах поведения в транспорте и на проезжей части; об опасностях при контактах с животными; об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми; о микробах и вирусах; о бытовых опасностях; о взаимосвязи и взаимодействии в природе.
Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста.
· Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара, об опасностях в быту.
· Об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, о конфликтных ситуациях со сверстниками.
· О безопасном поведении во дворе, на улице, дороге, о правилах дорожного движения.
· О бережном отношении к природе, о правилах безопасного поведения на природе, о функциях организма человека, о личной гигиене, микробах и вирусах, здоровье и болезнях.
· Развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные - работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей
-
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей:
- Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;
- Конституция РФ, ст. 41, п. 3;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;
- Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»;
- Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»;
- Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 22.3 «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»;
- «Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках », утвержденная Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955г. № 42;
- Приказ Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;
- Приказ Минобразования РФ от 07.08.2000 № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений »;
- Приказ Минобразования РФ от 26.04.02 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»;
- Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
-
Законодательная база по обеспечению безопасности и усилению бдительности при угрозе террористических актов:
- Федеральный закон № 3808 «О борьбе с терроризмом» (принят Госдумой 03.07.98);
- Уголовный кодекс РФ, раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», гл.24, ст. 205 «Терроризм» (принят Госдумой 24.05.96);
- Постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
- Памятка «МЧС предупреждает: ваша безопасность при угрозе взрыва. Меры защиты по предупреждению и при угрозе террористических актов», 2001.
Материалы для работы с детьми
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребёнок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ — М., 1998 Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ
- Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры — СПб.: Детство-пресс, 2010
Обеспечение безопасности детей
- Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками
- Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения
- Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет
- Необходимо требовать от родителей личной передачи ребёнка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребёнка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтёру, сторожу и пр.
Для обеспечения безопасности детей в саду имеются:
- металлические двери
- тревожная кнопка
- система пожарной сигнализации
- план эвакуации детей
- видеонаблюдение
В детском саду делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
- семинары
- вопросы рассматриваются на педагогических советах
- создана соответствующая развивающая среда
- разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности
- ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности
- ежеквартально проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала детского сада на случай возникновения пожара