Помощь в трудной ситуации

Единый общероссийский номер детского телефона доверия:

8-800-2000-122 (круглосуточно)

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: http://www.fond-detyam.ru/
Движение «Россия – без жестокости к детям!»: http://www.fond-detyam.ru/press-sluzhba/novosti-fonda/5085/

Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нор

Категории социально незащищённых детей

  • Дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Дети, проживающие в малоимущих семьях
  • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
  • Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
  • Дети-жертвы насилия

Факторы социального риска

  • Чем больше факторов риска присутствует в ситуации одного человека, тем больше вероятность появления у него суицидального поведения. Но, отсутствие факторов риска не означает, что подросток не сможет покончить с жизнью.<

  • Наличие трагических попыток в личной истории в прошлом. Чем больше было попыток, тем выше риск. Чем серьезнее были попытки, тем выше риск. Чем менее открыто и демонстративно было суицидальное поведение в прошлом, тем выше риск;
  • Импульсивность, эмоциональная нестабильность, неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления;
  • Восприятие суицида как единственного способа избавления от физических и душевных страданий, безнадежность;
  • Коммуникативные трудности или низкий уровень развития коммуникативных навыков, отсутствие или ограниченное количество социальных контактов, обеспечивающих поддержку;
  • Психическое заболевание, например, депрессия, биполярное расстройство, шизофрения, пограничное расстройство личности др.
  • Злоупотребление психоактивными веществами (алкоголь и наркотики);
  • Асоциальное поведение;
  • Несуицидальные самоповреждения, чаще всего порезы, ожоги, царапины;
  • Повышенные требования к себе, перфекционизм;
  • Пониженная самооценка, чувство своей несостоятельности, неспособности оправдать чьи-то ожидания, которые могут скрываться за маской надменности, отвержения норм и правил, провоцирующего поведения;
  • Перенапряжение, усталость, астенизация;
  • Чувство беспомощности и отчаяния перед жизнью и будущим, безнадежность;
  • Высокий уровень импульсивности, низкая толерантность к фрустрации;
  • Трудности идентичности, связанные с сексуальной ориентацией и/или половой принадлежностью;
  • Опыт переживания физического, в том числе сексуального, насилия в прошлом;
  • Опыт переживания жестокого обращения и психологического насилия в прошлом.
  • Семейные факторы риска:

  • Психические заболевания в семье;
  • Завершенные самоубийства или суицидальные попытки в семье;
  • Алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей; • Конфликтная обстановка в семье;
  • Социальное неблагополучие в семье, низкий образовательный уровень и недостаточная интеграция ребенка в социум;
  • Жестокое обращение и насилие в семье;
  • Ригидность семьи, жесткое следование установленным нормам;
  • Семья с высоким уровнем требований и перфекционизмом, высокий запрос родителей по отношению к учебе и поведению;
  • Недостаток внимания, заботы и поддержки в семье, недооценка эмоционального неблагополучия ребенка;
  • Семейная установка на сокрытие неблагоприятных факторов («не выносить сор из избы»), в том числе психического неблагополучия.

  • Социальные факторы риска:

  • Потеря или отсутствие социальной сети поддержки, социальное одиночество, отгороженность;
  • Потеря близких людей;
  • Проблемы с друзьями или в романтических отношениях;
  • Отвержение или травля со стороны сверстников;
  • Утрата близких людей;
  • Наличие в истории жизни травматических ситуаций. На фоне новых сильных стрессов может произойти ретравматизация, реактивация чувства отчаяния, покинутости и беспомощности;
  • Утрата социального статуса (неудачная сдача экзаменов, невозможность поступить в желаемую школу/ВУЗ и т.п.)

Ребенок в трудной жизненной ситуации

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия

Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия

На что стоит обратить внимание

  • Утомленный, сонный вид
  • Санитарно-гигиеническая запущенность
  • Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
  • Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
  • Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
  • Боязнь идти домой
  • Жестокое обращении с животными
  • Стремление скрыть причину травм

Семья считается неблагополучной, если родители:

  • не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
  • не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
  • отрицательно влияют на их поведение
  • жестоко обращаются с детьми
  • страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
  • создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей

Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия.

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie